Новости

Испания. Хорошая для жизни, но плохая для работы?

31.12.2014

 

Рационально ли организована страна, которая работает больше своих европейских соседей, но производит меньше всех; которая привлекает небольшое число иностранных талантов, но отталкивает десятки тысяч своей хорошо образованной молодежи? Испания имеет длинный рабочий день, мало продуктивный и плохо оплачиваемый, также это страна, которая спит меньше всех в Европе, с самым высоким уровнем женского стресса и самым высоким процентом отсеявшийся в начальных классах. Уровень рождаемости является одним из самых низких, а население одним из самых престарелых. Не кажется ли такая смесь социально безобразной? Этот шаблон, что Испания «хороша для жизни, но плоха для работы» снова набирает очки с наступлением кризиса, в то время как наши компании массово следуют старому рецепту «работать больше с наименьшим количеством затрат» для поддержания конкурентоспособности.

 

Среднее количество рабочих часов в год понизилось до 1699, практически до среднего уровня стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, но намного выше, чем 1362 в Германии и 1489 во Франции. Но дело в том, что в более развитых экономиках продуктивность следует рука об руку с более коротким рабочим днем, чем в менее развитых странах с более низким уровнем производства. «Работать лучше, чтобы работать меньше» - вот какой мог бы быть девиз. «Требуется поменять график рабочего дня», - уже более 10 лет призывает Игнасио Бакерас, президент Комиссии по Рационализации Рабочих Графиков. Опрос, проведенный в 2012 году мировой консалтинговой компанией Институтом Репутации (Reputation Institute), показал, что граждане стран Большой восьмерки (восемь самых богатых стран планеты) рекомендуют жить в Испании с тем уточнением - 10 очков выше среднего – что они не советуют инвестировать средства или покупать дорогую недвижимость в этой стране. Хотя образ «страны сиесты» живет только в воображении тех, кто игнорирует всю нашу реальность, не представляется возможным избавиться от стереотипа этой присвоенной некомпетентности. Вопрос в том, на чем базируется этот предрассудок.

 

«Шаблон более-менее соответствует действительности. Несмотря на кризис, эта страна прекрасно подходит для жизни: климат, еда, здравоохранение и государственное образование, общение между людьми… Здесь ты не умрешь на улице или у дверей больницы, как в США, из-за того, что у тебя нет медицинской страховки, но мы должны признать, что работать здесь плохо, здесь сложно стать настоящим профессионалом. Вы можете удостовериться в этом в такси, в учреждениях, предоставляющих услуги населению, в функционировании, в том, как работают авиакосмические инженеры, практически во всех организациях», - утверждает исследователь, которая практически всю жизнь проработала за пределами Испании и знакома с различными странами. Она занимается диагностированием непостоянностей. На работе не разделяется личное и профессиональное, что порождает ложную преданность и конфликты; также люди работают не для достижения поставленных целей, а для выполнения, а также чтобы видели, что они выполняют гигантский рабочий график, разделенный двумя или более обеденными часами. Какими бы посредственными они не были, руководители привыкли считать себя богами и не находят нужными давать разъяснения. Только здесь я слышала фразу: «Надо делать, потому что я так сказал». Нельзя ничему научиться в двуязычном мире усилий и превосходства, пока не появится необходимость продемонстрировать это. Мы живем в культуре прихвостней, шутовства, блата и телевизионного мусора, что также влияет на коллективное восприятие того, как нужно зарабатывать на жизнь».

 

Также доверяя своему опыту, приобретенному за границей, Рамон Кастресана, директор Отдела Кадров компании Ибердрола, не согласен с этим предположением об отсутствии профессионализма. «Я могу Вас заверить, что профессионалы, которые выезжают из страны, имеют очень хороший уровень технического образования и поразительную способность приспосабливаться к новым условиям, которая намного выше, чем у англосаксов», - подчеркнул он. Напротив, председатель Торговой Палаты США, Хайме Малет, утверждает, что в нашей стране больше семейственности и меньше меритократии, намного больше уклонения от работы и намного меньше стимулов для производства, не говоря уже о непризнании талантов. «Производительность повысилась бы, если рационализировать рабочие графики. Люди спят мало, и у них нет другой жизни после работы. Необходимо перейти к продолжительному дню, сократить обеденный перерыв, запретить проводить футбольные матчи в столь позднее время, показывать раньше новостные передачи, фильмы, прайм-тайм (наиболее активное время телесмотрения) на телевидении», - считает он.

 

Согласно Хавьеру Нойа, преподавателю политических наук Университета Комплутенсе, наиболее значимыми показателями является статистический отчет 2013 года Организации экономического сотрудничества и развития, который поставил нас на 13 место по продуктивности из 30 стран – на один уровень с Грецией и Италией -, а также исследования, проведенные банком BBVA, которые ставят Испанию во главе всего, что имеет отношение к коммуникабельности: количество друзей, которое мы заявляем, время, которое мы проводим вне дома и потребление в барах. Это данные для учета, потому что испанцы – это те, кто больше всех контактируют с друзьями и членами семьи в социальных сетях. «В Германии рабочая встреча может длиться полчаса или максимум час, в то время как мы здесь совещаемся по два часа, потому что говорим о футболе, о погоде, о семье…».

 

Общепризнанно, что в нашей стране не является ничем необычным убить часть рабочего времени за болтовнёй, отвечая на личную электронную почту, за чашечкой кофе или обсуждением чужих дел на работе – такое поведение немыслимо в других странах -, вопрос в том, что нужно сделать: пожертвовать такой коммуникабельностью или найти равновесие. Возможно, любовь к работе по своей сути не является антидепрессантом, а сумма зарплаты не должна являться только денежной суммой, а как же эмоциональная зарплата?

 

Предполагается, что, как утверждает Тони Феррер, секретарь профсоюзного движения Всеобщего Союза Трудящихся, обстановка и степень удовлетворенности на работе положительно влияет на производительность, тем же самым образом, как плохая организация, злоупотребление сверхурочной работой и частое отвлечение от работы, воспринимаются негативно. Исследование межрегиональной консалтинговой компании Регус присвоило Испании индекс отношения между рабочей и личной жизнью в 97 баллов, против общемирового среднего показателя в 120 баллов, и установило, что только 33% испанцев считают себя удовлетворенными тем временем, которые они посвящают своей семье, против 60% среднемирового показателя.

 

«Добрый вечер. Как видите, сейчас я ужинаю и наслаждаюсь вечером, но скажите мне». Джос Коллинс отвечает по телефону в Льеже (Бельгия) в 19:40 в среду. Он является учредителем компаний, отцом шести детей, он прожил 14 лет в Испании. «Вы, испанцы, должно быть думаете, что Ваши рабочие графики вытекают из климата, культуры, Средиземноморья, но нет; испанские графики работ существуют только в Испании. Знаете, почему матчи Лиги Чемпионов начинаются в 20:45? Потому что во всей остальной Европе люди ушли с работы в 18:00 или раньше, уже сделали все необходимые покупки, пришли домой, провели время со своей семьей, приготовили ужин, поужинали, уложили детей спать, прибрались в доме и в это время готовы посмотреть фильм или матч Лиги Чемпионов по телевизору. Когда арбитр дает финальный свисток, люди ложатся спать». В то же время, когда испанские директора возвращаются с обеда, не ранее 16:00, и звонят своим европейским коллегам – 65% от экспорта Испании идет в страны Евросоюза -, обычно те уже собрались и готовы выйти из кабинета.

 

Помимо известного разделения дня на 3 части: восемь часов на сон, восемь на работу и восемь на отдых, Коллинс, как и другие эксперты, настаивает на том, чтобы Испания, Франция и Бельгия перевели свои часы на один час назад для того, чтобы привести свои графики в соответствие с солнечным временем на меридиане в Гринвиче, которые бы соответствовали их местоположению. «Я так страдал из-за Ваших графиков, что начал проводить исследования и выяснил, что Вы не следуете гринвичскому времени, как Соединенное Королевство и Португалия, потому что в 1942 году Франко решил перейти на часовой график нацистской Германии, и так как большинство испанцев совмещали несколько работ, чтобы выжить, он решил сделать две смены, утреннюю и вечернюю».

 

 

Хосе Луис Барберия – Эль-Паис – 14 ДЕК 2014